О работе органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Воскресенского района

11:40 21 декабря 2025
Муниципалитет
29
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Управление образования администрации Воскресенского МР, выполняющее функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в работе по защите прав несовершеннолетних граждан руководствуется Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2025г.), нормативными актами РФ (постановлениями Правительства РФ, приказы МО РФ), нормативными документами Правительства Саратовской области и администрации Воскресенского муниципального района.
Работа ведется по следующим направлениям:
- соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;
- создание условий, обеспечивающих различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемные семьи;
- защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- профилактика семейного неблагополучия.
Органом опеки и попечительства проведен анализ наиболее важных показателей, характеризующих основные аспекты деятельности отдела опеки и попечительства Воскресенского муниципального района в сфере профилактики социального сиротства и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
На 1 декабря 2025 года на учете в органе опеки и попечительства управления образования администрации Воскресенского муниципального района состоит 39 детей в 28 семьях. На воспитании в замещающих семьях находится 29 детей, из них 18 детей в 16 семьях - в опекаемых семьях, 11 детей - в приемных семьях, 11 проживают в семьях усыновителей.
В работе по охране прав детей, профилактике социального сиротства и фактов жестокого обращения, управление образования администрации Воскресенского МР контактирует с отделом ЗАГС, Управлением социальной защиты населения, ГУЗ «Воскресенская РБ», комиссией по делам несовершеннолетних граждан, ПДН ОП МО МВД «Вольский Саратовской области». Ведется обмен информацией, проводится совместная межведомственная работа, направленная на профилактику, выявление и устранение причин, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности.
Организуется работа с родителями, уклоняющимися от выполнения родительских обязанностей. Родителям разъясняется их ответственность за неисполнение родительских обязанностей в соответствии с российским законодательством, принимаются меры по оказанию материальной, консультативно-правовой, медицинской и психолого-педагогической помощи. Помимо угрожающих жизни и здоровью обстоятельств учитывается наличие защитных факторов и ресурсов семьи. При необходимости родителям рекомендуется временно устроить ребенка в реабилитационный центр.
По состоянию на 15 декабря 2025 года профилактическая работа проводится в отношении 7 семей, в которых воспитываются 19 детей.
В рамках работы с семьями проведены следующие мероприятия:
- подано 15 предложений в программы реабилитации 15 семей, признанных находящимися в социально опасном положении;
- совместно с другими службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принято участие в 3 межведомственных рейдах;
- проведено 8 бесед с родителями о необходимости исполнения родительских обязанностей, выяснения причины конфликтных ситуаций между родителями и детьми;
В 2025 году выявлено и поставлено на учет 8 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 17 детей. На текущую дату на учете состоит 7 семей СОП, в них 19 детей.
Вопрос о лишении родительских прав рассматривается в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результатов. В 2025 году по инициативе органа опеки и попечительства родители прав не лишались и в родительских правах не ограничивались.
Согласно требованиям закона опекаемые и приемные семьи ежегодно обследуются по условиям жизни, воспитания и содержания подопечных. Семьи, поставленные на учет в течение первого года, обследуются 5 раз, в последующие года - 2 раза в год.
В 2025 году проведено 32 плановых проверки условий жизни опекаемых детей и 2 внеплановых проверки в связи с переменой места жительства опекаемых.
За отчетный период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выявлено. Трое детей поставлены на учет в связи с переменой места жительства.
В соответствии с Законом Саратовской области от 29 декабря 2004 года № 134 «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечителю), в Саратовской области» 27 детей получают опекунское пособие.
В 2025 году было выдано 9 разрешений на снятие денежных средств с банковских счетов, принадлежащих несовершеннолетним гражданам.
19 детей получают пенсию по потере кормильца, 1 ребенок получает пенсию по инвалидности.
13 июля и 20 ноября 2025 года проведены Дни правовой помощи детям и семьям, имеющим несовершеннолетних детей, поступило 8 обращений от граждан, имеющих детей. По всем обращениям были даны консультации, в частности, по вопросам определения места жительства ребенка, по порядку общения с ребенком отдельно проживающего родителя, о лишении (ограничении) родительских прав, по сбору документов для выдачи разрешения на совершение сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним гражданам.
Одним из направлений работы по защите имущественных прав является предварительное разрешение органа опеки на совершение сделок с жилыми помещениями и другим имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.
За 2025 год подготовлено 2 разрешения на совершение сделок с жилыми помещениями; 1 разрешение на совершение сделки с недвижимым имуществом несовершеннолетних; 3 разрешения на смену имени и фамилии несовершеннолетних.
За отчетный период консультант по опеке и попечительству участвовал в судебных заседаниях при рассмотрении в судах дел: о лишении (ограничении) родительских прав и взыскании алиментов, об определении порядка общения с ребенком, об определении места жительства ребенка, защите имущественных прав несовершеннолетних.
К судебным заседаниям было подготовлено 10 актов обследования жилищно-бытовых условий и 8 заключений.
Специалистом органа опеки ведется реестр сохраненного жилья и направляется в Министерство образования Саратовской области для сверки.
Из 8 сохраненных жилых помещений в одном жилом помещении несовершеннолетний является собственником, в шести дети имеют долевую собственность, один ребенок является членом семьи нанимателя, жилое помещение находится в муниципальной собственности. Один несовершеннолетний поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в Министерство строительства и ЖКХ области.
В целях снижения случаев снятия опеки по инициативе замещающих родителей, в районе продолжена работа по постановке замещающих семей на социальное обслуживание в ГАУ СО КЦСОН Воскресенского района. В настоящее время состоит на сопровождении 6 семей, в них 17 детей.
Со всеми опекунами и приемными родителями проводится разъяснительная работа о необходимости организации внеурочной занятости и летнего отдыха детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В настоящее время различными формами внеурочной занятости охвачено 24 ребенка, находящихся на воспитании в замещающих семьях, что составляет 88 % от общего числа детей.
В 2025 году на территории Воскресенского района продолжает работать автоматизированная информационная система государственного банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (АИСТ ГБД), что позволяет в кратчайшие сроки размещать информацию о детях, требующих семейного устройства.
Также сведения о детях-сиротах и детях ОБПР, законных представителях и о лицах, лишенных (ограниченных) родительских прав заносятся в банки данных ЕГИССО и ГИС ЕЦП.
Число родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах) в 2025 году - двое в отношении 2 детей. В 2025 году к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ по факту неисполнения родительских обязанностей, сопряженного с жестоким обращением с несовершеннолетним ребенком, родители не привлекались.
На учете в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на текущую дату состоит на очереди на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области 21 человек, из них возникло право на получение жилья у 12 человек, 3 имеют неисполненные решения суда, 3 подписали соглашение на выплату по сертификату. В 2025 году 7 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрели жилые помещения в собственность с использованием социальной выплаты на его приобретение. Трое получили непосредственно жилые помещения.
В 2025 году перед отделом по опеке и попечительству управления образования администрации Воскресенского муниципального района поставлены следующие задачи:
1. Развитие на территории района семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение количества детей, переданных на семейные формы воспитания.
2. Организация на территории района информационной кампании по вопросам информирования граждан о возможности семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение в районе количества приемных семей.
3. Осуществление контроля за условиями содержания и воспитания детей в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, профилактика возвратов детей из замещающих семей, жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
4. Принятие всех необходимых мер для обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
5. Исполнение законодательства о выявлении, постановке на учет и снятии с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в Министерство строительства и ЖКХ области.
5. Усиление на территории района профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, в целях профилактики социального сиротства.
Е. СМИРНОВА, консультант
по опеке и попечительству
управления образования