О развитии креативной индустрии
10:00
6 апреля 2025
Культура
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Закон направлен на:
- развитие креативной экономики и создание условий для самореализации граждан на основе их творческого и интеллектуального потенциала;
- достижение целевых показателей, заявленных в Концепции развития креативных индустрий: к 2030 году доля таких индустрий должна вырасти с 2,21% до 6%, а занятость населения в творческих профессиях — с 4,67% до 15%.
Закон определяет базовые правила организации и развития креативных индустрий, условия их господдержки. Она включает финансовую, имущественную, информационную, образовательную и иную помощь.
Регулирование во многом передано регионам. Они будут отбирать приоритетные творческие направления, определять критерии отнесения бизнеса к субъектам креативных индустрий и вводить меры поддержки.
Мнение, что на творчестве не заработать, давно устарело. Сейчас с развитием технологий роль творчества выросла - оно стало приносить большие деньги своим авторам. Общий вклад креативной индустрии в экономику России в 2020 году составил более 5 триллионов рублей, и по прогнозам экспертов, эта цифра будет с каждым годом расти. Многие страны сегодня ставят в приоритет развитие креативных индустрий.
Чёткого определения креативным индустриям нет. И в российском законодательстве понятие не закреплено. Но профессиональное сообщество понимает под креативной индустрией сферу, где новый продукт создаётся с помощью творческих идей и цифровых технологий. Например, любое мобильное приложение является продуктом креативной индустрии. Чтобы оно стало популярным, оно должно быть красивым (над этим работают UI-дизайнеры), удобным (над этим работают UX-дизайнеры) и технологичным. Смартфон – яркий пример креативной индустрии: дизайн, простота в использовании и новые технологичные решения.
С социокультурной точки зрения, креативные индустрии – новый тип развития культуры. Например, сейчас многие арт-объекты создаются в формате NFT. Такие произведения искусства не всегда могут существовать физически, но будут оставаться в цифровом варианте. Перевести в NFT можно любые картины знаменитых художников, и они не потеряют от этого свою ценность.
Что относится к креативным индустриям
На основе классификаций зарубежных стран Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики выделил 16 креативных индустрий, которые сейчас развиваются в России. К ним относятся:
- арт-индустрия; народные промыслы;музыка, исполнительское искусство;
- кино и анимация; фотография;издательская деятельность; телерадиовещание; IT и видеоигры; реклама; дизайн; архитектура;
- мода; ювелирное дело; библиотека, архивы, музеи; культурное наследие;
- образование в креативных индустриях.
В креативных индустриях работают фотографы, рекламщики, ювелиры, издатели, полиграфисты, кинематографисты, разработчики ПО и видеоигр, музыканты, архитекторы, библиотекари, журналисты, дизайнеры, люди искусства и все те, кто создаёт продукты на стыке творчества, науки и технологий.
Сейчас, как никогда, можно убедиться в том, что будущее в России за экономикой знаний. Из-за западных санкций внутренний рынок изменился – ушли зарубежные бренды, в стране освободилось много ниш и рабочих мест, и самое время для развития отечественных брендов.
Креативные индустрии – прибыльная сфера. На рынке труда зарплаты новичков стартуют от 50 тысяч рублей. «Потолок» зависит от профессионализма человека. Получать больше могут те, кто создаёт личный бренд и открывает своё дело. Вместе с тем с каждым годом растет число креативных специалистов на фрилансе, где доход тоже не имеет границ.
Чтобы стать успешным креативным предпринимателем, нужно не только создавать контент, но и уметь его монетизировать. Существует несколько крупных платформ и инструментов, которые помогают авторам зарабатывать на контенте:
краудфандинговые платформы, позволяющие собрать средства на реализацию творческого проекта;
NFT-площадки; (невзаимозаменяемый токен) простыми словами — это уникальный цифровой актив, который подтверждает право владения им.
Коллаборации с брендами; Коллаборация — это совместная деятельность компаний или брендов, выгодная всем участникам.
Стриминговые платформы. платформы, позволяющие передавать видео- и аудио контент через интернет в режиме реального времени или по запросу.
Креативщики могут создать такой продукт, который будет приносить им пассивный доход. Например, графический дизайнер может разместить свою графику на стоковых сайтах, и ему будут перечисляться деньги. Дизайнер интерьера может спроектировать мебель, магазин запустит её в продажу, и специалисту будет приходить процент от продаж.
С начала 2022-2023 учебного года образование в креативных направлениях смогут получить ещё и дети 12–17 лет. В России открылись 32 школы креативных индустрий. В числе основных направлений – звукорежиссура, электронная музыка, фото- и видеопроизводство, анимация и 3D-графика, дизайн, интерактивные цифровые технологии VR и AR. Дети будут учиться не менее двух лет. В каждую школу креативных индустрий будут принимать не меньше 60 учеников в год. Две такие школы открыты в Балаково и Энгельсе. В сентябре откроется в Саратове.
Так как реализовать себя в креативной индустрии?
Существует несколько ресурсов и организаций, где можно поучаствовать в развитии креативных индустрий:
Карта креативных индустрий России. На сайте представлены организации, которые поддерживают креативных предпринимателей в России.
Президентский фонд культурных инициатив, конкурс на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
Грантовая программа «Команда креативных практик». В 2025 году общий грантовый фонд составит 100 млн рублей. В рамках проекта будут поддержаны инициативы по 7 направлениям: гастрономия, искусство, мода, исполнительное искусство, изобразительное искусство, ремесло.
Сайты с анонсами конкурсов и грантов. Некоторые из них: «Росмолодежь-гранты», «Арт-узел», «Молодежь села».
А. ЧИСТЯКОВА,
начальник управления
культуры и кино